Кен Робинсон
Как избежать долины смерти в образовании
Почему больше половины американских старшеклассников бросают учебу? Как образование Финляндии добилось хороших успехов? Как заинтересовать ребенка обучением? — На все эти вопросы отвечает Кен Робинсон.
Кен Робинсон
Известный автор книг, международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях.
Кен Робинсон выступал на интеллектуальной международной конференции TED, где раскрыл проблемы американского образования и предложил новый подход к обучению детей. Лектор утверждает, что существуют три принципа, которые являются основой общечеловеческого процветания.
Школы стимулируют детей к тому, чтоб они обучались лишь ограниченному числу предметов, преимущественно естественным наукам и математике. Но только этих устремлений недостаточно для обучения, поэтому не стоит забывать и о гуманитарных науках, изобразительном искусстве и физической культуре.
Кен Робинсон вспоминает о состоянии, которое диагностируют у 10 % детей и которое назвали СДВ (синдром дефицита внимания), и не сомневается в том, что это стало эпидемий среди ребят. Их поведение и состояние не странные, если учесть то, что дети час за часом просиживают за канцелярской работой. Дети страдают, разве что детством.
Лучше всего дети преуспевают в учебе тогда, когда программа разнообразна и может поддержать весь спектр талантов ребенка, а не лишь его малую часть.
Дети смогут без проблем учиться лишь тогда, когда в них пробудят любопытство. Великие учителя прежде всего мотивируют и увлекают, а основной ролью учителя есть способствование изучению и ничего больше.
Кен Робинсон утверждает, что проблемой нынешней системы образования является то, что первое место в ней принадлежит контролю, а не преподаванию. Стандартизация господствует в образовательной культуре, хотя должна просто помогать, способствовать обучению. Таким образом вместо любопытства мы имеем культуру соответствия, типичности.
Лектор акцентирует внимание на разнообразии и динамичности человеческой культуры и утверждает, что одной из задач образования есть пробуждение и развитие творческих способностей человека, вместо чего в системе господствует стандартизация.
Почему образование в Финляндии считается чуть ли не лучшим в мире? Во-первых, они обращают внимание только на определенные предметы, но имеют широкий взгляд на образование. Во-вторых, хотя в Финляндии и есть стандартизированный контроль, он не занимает первое и даже не второе место среди приоритетов.
В Финляндии используют индивидуальный подход в преподавании и изучении, пробуждая любопытство и творчество. Также они придают большое значение профессиональному росту учителей. Наконец, ответственность за проделанную работу перенесена на уровень школ. Кен Робинсон считает, что, так как образование происходит не в залах заседания, но за партами, в классах и школах, то нужно вернуть свободу действий тем, кто осуществляет образовательный процесс.
“ Возьмите территорию, школу, район, измените условия, измените представление людей об их возможностях, дайте им другой выбор надежд, более широкий спектр возможностей, и если вы питаете и цените отношения между учителями и учащимися, даете людям свободу творчества и новаторства в их деятельности, то школы, когда- то безнадежные, вновь оживут”
Уже в следующем обзоре мы рассмотрим самую популярную лекцию Кена Робинсона с достаточно провокационным названием: “Убивают ли школы креативность?”
Мария Коваленко
JAMM-блоггер