Статья о JAMM в журнале «Бурлеск»
Внутренние диалоги с Кеном Робинсоном
Журнал «Бурлекс» опубликовал статью, где Лена Василевская – со-основатель JAMM, дала интервью о подходе к образованию, который использует в детских лагерях для детей и подростков JAMM.
Эту и множество других увлекательных историй успешных компаний и людей Вы сможете почесть в февральском выпуске журнала «Бурлеск»
У меня есть мечта. Я мечтаю о том, чтобы мои дети просыпались с улыбкой, вставали с радостным предвкушением нового дня и С УДОВОЛЬСТВИЕМ отправлялись в школу. К сожалению, моя мечта потихоньку уходит в прошлое, рискуя так и не исполниться – ведь мои старшие, вздохнув с облегчением, уже выпустились из школы и продолжают образование в местах более приспособленных для развития их талантов. Но моя младшая все еще в школе, и потому я продолжаю исследовать, как «сказку сделать былью» и часто обращаюсь за идеями к новаторам из новаторов — к сообществу TED , а именно к одному из самых компетентных и ярких специалистов в области образования — сэру Кену Робинсону.
Краткое резюме
Более 40 лет Кен Робинсон занимается вопросами реформации системы образования, развития креативности и человеческих ресурсов. Первые 12 лет этого пути он преподавал в университете. Стал одним из четырех советников, которых пригласило правительство Сингапура, когда задалось целью сделать страну креативным центром Юго-Восточной Азии. Возглавлял национальные и международные образовательные проекты в Великобритании, Европе, Азии и США. Написал несколько книг об инновациях в системе образования, которые были переведены на 15 языков мира. Консультирует правительственные и образовательные организации, международные агентства и корпорации по вопросам высвобождения творческой энергии отдельных людей и коллективов в целом. За его достижения ряд университетов наделил его степенями и почетными званиями (Кен Робинсон говорит об этом с признательностью и тут же шутит, что все эти регалии гораздо больше пригодились бы ему в юности, когда он в поте лица работал над получением своей первой научной степени).
В 2003 году за заслуги в сфере образования Королева Елизавета II произвела его в рыцари. Женат, растит двоих детей.
Первое выступление Кена Робинсона на TED в 2006 г., “Действительно ли школы убивают креативность?”, собрало 41 миллион просмотров (что является рекордным количеством просмотров выступлений TED).
Другие его видео только на этом интернет-канале были просмотрены в 160 странах более 70 миллионов раз. Когда я впервые «попала» на его выступление, меня поразило сочетание глубины изучения проблемы — и тонкого чутья, когда нужно разбавить повествование вкраплением юмора. За первым видео вскоре последовало второе, третье, пятое, затем мне в руки попала его книга. Начав читать, я вскоре обнаружила, что «слышу» голос автора, с его британским акцентом и манерой делать паузу после удачной шутки.
Обдумывая его идеи относительно прошлого и будущего образование, примеряя их на наши украинские реалии, я как бы мысленно веду диалог с Кеном Робинсоном. Вот как это обычно происходит…
Лена Василевская (после родительского собрания, узнав о последнем нововведении): Интересно, что бы на этот счет сказал Кен Робинсон? Последние много лет наша система образования находится в состоянии хронического «покращення». Но какие ассоциации вызывает у нас сейчас понятие «реформа образования»? Приведение школьной программы в соответствие с запросами современного рынка — или загадочные нововведения каждый год? Новенькие учебники, с которыми можно играть в «найди 10+ ошибок»?
Ежегодные эксперименты с наводящими ужас на школьников и родителей явлениями под названием ДПА и ЗНО? Какова вообще цель реформы системы образования в Украине?
Кен Робинсон
Кен Робинсон: «Во всех странах мира проходит реформа образования.
Это происходит по 2 причинам.
— 1ая – экономическая: родители пытаются выяснить, получают ли наши дети такие знания, которые позволят им занять место в экономике 21 века. Но как это сделать, если нельзя предсказать, что произойдет в экономике через неделю?
— 2ая причина – культурная: каждый народ хочет сохранить свою самобытность и передать культурное наследие, при этом не выпадая из процесса глобализации».
ЛВ: Во втором пункте мы преуспели. В отличие от некоторых соседних стран, наши дети свободно говорят на родном и на русском языках, многие очень неплохо владеют английским, кто-то за рекордные сроки осваивает польский (или другой язык потенциальной зарубежной альма-матер). И куда же мы направляем наших детей со всем этим багажом знаний?
КР: «Мы пытаемся вести детей в будущее, используя методы из прошлого. Раньше мы говорили детям:
«Будешь хорошо учиться – поступишь в ВУЗ – получишь диплом – найдешь хорошую работу». Наши дети в это не верят. И правильно делают! С дипломом, конечно, лучше, чем без него, но он уже не дает никаких гарантий».
ЛВ: Если пристально проанализировать даже не такое далекое советское прошлое, парадигма предсказуемого стабильного будущего (первоклассник-отличник – золотая медаль – красный диплом – большой начальник – счастливая жизнь) давала сбои уже тогда. Я помню, как некоторые свежеиспеченные педагоги прятали дипломы в стол и уходили работать на завод – там не было обязательной «ссылки» в село на 2 года после окончания ВУЗа, зарплата была повыше, да и очередь на квартиру покороче. То есть, корень проблемы нужно искать в первой половине ХХ века, когда создавалась советская система образования?
КР: «Существующая система образования создавалась для другой эпохи – эпохи Просвещения и в условиях промышленной революции. Общее образование, финансируемое за счет налоговых отчислений,обязательное для всех и предоставляемое бесплатно было революционной идеей. Было множество возражений, ожидали, что большинству детей из рабочих семей государственное образование ничем не поможет, поэтому не стоит тратить на них время… Тогда считалось, что разум состоит из способности к определенному типу дедуктивного мышления и знания классики в оригинале, то, что сейчас называется академическими способностями. В основе государственного образования лежит разделение людей на два типа: интеллектуалы и не интеллектуалы; умные люди и неумные люди. В результате многие гении понятия не имеют о своих талантах, ведь их способности оцениваются на основании весьма одностороннего определения разума».
ЛВ: В большинстве школ до сих пор самыми умными считаются те, кто преуспел в точных науках и языках.
Руководствуясь благими побуждениями, детям советуют: «Не трать время на музыку/рисование/спорт, ты никогда не станешь музыкантом/художником/спортсменом. А если и станешь? У тебя нет будущего, ведь музыканты/художники/спортсмены не могут себя обеспечить». Однако, когда «Океан Эльзы» собирает стадионы и наши олимпийцы получают медали, мы не спрашиваем, что им в школе ставили по математике и по языку. Мы называем их успешными людьми. Нас вдохновляет пример тех, кто распознал и развил свой талант вопреки общепринятым представлениям об «умных и не умных». Альтернативное определение интеллекта предложил в 1983 г. профессор из Гарварда Говард Гарднер, который заменил вопрос «Насколько ты умен?» вопросом «В какой области ты умен?» В его теории множественного интеллекта он (интеллект) рассматривается не как умение читать и считать, а как способность человека решать задачи, поставленные перед ним жизнью. И существует не 1 интеллект, выраженный способностью освоить язык и математику (вербально-лингвистический и логико-математический соответственно), а целых 8 (лингвистический, математический, визуально-пространственный, кинестетический, межличностный, внутриличностный, музыкальный и натуралистический). Приняв этот подход, мы сможем увидеть счастливое будущее тех наших детей, которые получают 12 по музыке, рисованию и физкультуре. И помогать им развиваться в соответствии с их интеллектом. Вот только можно ли развивать разные виды интеллекта в структуре наших школ? И чему именно способствует такая структура?
Вербально-лингвистический интеллект:
человек любит читать,
имеет богатый лексический запас, любит сочинять,
он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.
Логико-математический интеллект:
любит счет и работу с числами, любит решать
логические задачи и головоломки, играть в шахматы,
разбирается в причинно-следственных связях.
Визуально-пространственный интеллект:
мыслит зрительными образами; любит
предаваться фантазиям и заниматься искусством; при чтении больше информации получает из иллюстраций, а не слов,
превосходно развит у художников, архитекторов, изобретателей.
Моторно-двигательный интеллект:
показывает высокие спортивные результаты;
удачно копирует жесты, мимику, манеры других; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бороться;
наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.
Музыкально-ритмический интеллект:
запоминает мелодии песен; имеет хороший голос;
играет на музыкальном инструменте, двигается и говорит в ритмичной манере;
бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.
Сильнее всего развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
Межличностный интеллект:
любит общаться со сверстниками;
любит играть с другими детьми и поучать их;
умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети стремятся в его компанию.
Священники, политики и дипломаты — это люди у которых он наиболее развит.
Внутриличностный интеллект:
демонстрирует силу воли; осознает свои плюсы и недостатки;
умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве;
точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.
Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
Натуралистический интеллект:
проявляет интерес к природе, природным явлениям,
животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать,
классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.
КР: «Система образования построена в интересах промышленности и по той же схеме. Приведу несколько примеров. Школы до сих пор напоминают заводы. Звонки, гудки, отдельные корпуса, специализация по отдельным предметам. Дети до сих пор обучаются партиями. Они разделяются на возрастные группы. Зачем? С чего вы взяли что в основе разделения должен быть возраст? Неужели наиболее важной характеристикой ребенка является год его выпуска? Каким-то детям одни предметы даются легче, чем другим и им легче учиться в определенное время суток. Или лучше в малых группах, чем в больших. Некоторым вообще лучше учиться индивидуально. При создании образовательной модели нужно уходить от мышления категориями промышленности, потому что в настоящее время всех пытаются запихнуть в единые рамки, все более стандартизируя методы тестирования».
ЛВ: Меткое и печальное сравнение, но оно напомнило мне о светлой полосе в школьной истории моих детей. В Школе Монтессори существует необычная практика: в одной группе учатся дети разных возрастов, от 3 до 6 лет. 24 человека в группе. Воспитатель помогает учиться старшим, старшие – средним, те – младшим. В их распоряжении множество развивающих материалов, в их расписании есть занятия, на которые они отправляются возрастными группами. В их мировоззрение закладывается понимание, что они являются хозяевами своего мира, поэтому они учатся наводить в нем порядок, обслуживать себя,заботиться друг о друге. В младших классах ученики не сидят за партой все 45 минут: они переходят в отведенные места для работы в малых группах, в своем темпе выполняют индивидуальные задания, работают и всем классом. И это работает в нашей стране! Мои дети, с их совершенно разными видами интеллекта, полюбили учиться благодаря такому подходу. Такая Школа пробудила в них желание исследовать и развивать свой потенциал, в том числе и за ее пределами. Переход же в среднюю школу с ее 30+ учениками в классе и бесконечным сидением был испытанием… Да, это бесценное упражнение по выработке стойкости, терпения, силы характера… Но как такое образование влияет на развитие столь важного в современном мире творческого подхода, критического мышления, умения конструктивно общаться и эффективно сотрудничать с отличающимися от тебя людьми?
КР: «Пару лет назад было опубликовано большое исследование на тему дивергентного мышления.
Дивергентное мышление — это способность находить множество возможных решений задачи, способность по-разному интерпретировать условие задачи. Например, придумайте как можно больше вариантов использования канцелярской скрепки. Большинство людей способны предложить 10-15 вариантов. Люди с высоким интеллектом могут предложить целых 200, при этом они задаются вопросом типа «Может ли скрепка быть 100 метров в длину и при этом сделана из пенопласта?» В этом эксперименте участвовало около 1500 человек. Попробуйте угадать, сколько процентов людей, прошедших тест, оказались гениями дивергентного мышления! Дам одну подсказку: это были дети детсадовского возраста. 98%! Через петь лет те же дети прошли тест повторно в возрасте 8-10 лет.
Каковы были результаты? 50%! Еще через 5 лет, когда детям было от 13 до 15 эксперимент повторили еще раз. Улавливаете закономерность? Эти данные оказались весьма неожиданными, и прямо противоположными. По идее, с возрастом человек должен показывать все более хорошие результаты, но на основе этого эксперимента можно сделать два вывода. Первый – у всех людей есть такая способность. Второй – с возрастом она обычно исчезает.
За годы в жизни этих детей многое изменилось. Одна из наиболее значительных перемен – они получили образование. В течение 10 школьных лет им твердили что может быть только один ответ,и он в конце учебника, и подсмотреть его нельзя! Списывать нельзя. Это не честно! Вообще-то, за пределами школы то же самое называется сотрудничеством».
ЛВ: Значит, проблема заложена в самом подходе к реформе образования, который проявляется в попытках реинкарнировать систему подготовки к взрослой жизни позапрошлого века вместо создания среды подготовки детей ХХI века к их будущему? Проблема в том, что мы даже не знаем, на каких столпах-ценностях строить обучение завтрашних взрослых (на традициях казаков-запорожцев? на устоях Европы, куда мы так стремимся? или неужели на чисто прагматической цели, чтобы наши дети достаточно зарабатывали и жили лучше, чем мы?) Или проблема в том, что реформы проводят не учителя, героически вкладывающие все лучшее в своих учеников, несмотря на всю «помощь» сверху?
КР: «Проблема вовсе не в учителях, а в том, что так получается само собой, — это заложено в генах системы образования. Нужно изменить точку зрения на человеческий разум, прекратить делить детей на способных и неспособных, а знания — на абстрактные, теоретические и профессиональные…
Оценивая способности каждого человека в отдельности, разделяя учеников, мы создаем своего рода барьер между ними и естественной средой обучения. А еще необходимо менять саму структуру образовательных учреждений и отношение к учащимся».
ЛВ: Итак, нужно подходить к каждому ребенку с вопросом «В чем ты умен?», не стандартизировать, а помогать понять свою уникальность. Нужно не рассаживать за отдельные парты, а учить коллаборации и командной работе. В среде образования нужно создавать такую атмосферу, в которой и нам, родителям, хотелось бы находиться. Где наши дети смогут раскрывать свои таланты, развивать их, вносить свой вклад в создание своего будущего и радоваться результатам своего труда. С чего начнем?
Лена Василевская
педагог в 3ем поколении.
Со-основатель среды альтернативного образования JAMM.
Автор программ и тренер лагерей и творческой школы JAMM.
Мама твоих прекрасных детей.
1 Сообщество TED известно своими видео-конференциями, на которых специалисты из разных профессиональных сфер делятся своими захватывающими открытиями и уникальными инновационными идеями.